$(this).corner("corner 3px");


Вадим Афонин: «В детстве тренировался на асфальте»

Вадим Афонин: «В детстве тренировался на асфальте»

Вадим Афонин: «В детстве тренировался на асфальте»

Про матч с «Аланией»

Начнём разговор с твоего удаления в игре с «Аланией». Прокомментируй, пожалуйста, тот эпизод.

– Я сыграл в мяч, который в итоге остался у меня, и считаю, что мой подкат не был каким-то уж суперопасным. Все видели, что я шёл не прямой ногой, а специально её согнул, чтобы не нанести сопернику травму. Судья почему-то решил, что я сыграл в ногу, к тому же картинно упал игрок «Алании». Всё это привело ко второй жёлтой карточке, и меня выгнали с поля. Я думаю, что рефери мог принять и другое решение, поставить, например, штрафной и просто устно меня предупредить. Кстати, это моя первая красная карточка в карьере и первое предупреждение за белгородский клуб.

– Скажи, как участник событий изнутри, на футбольном поле было видно, что свистки всё время звучат в одну сторону, или в пылу борьбы этих вещей не замечаешь? Интересно твоё мнение по второму тайму.

– Если всем болельщикам было видно со стороны, с трибун, как арбитр судил этот матч, то, понятно, что и на поле это было весьма ощутимо.

– Ты уже сталкивался с такими случаями в своей футбольной карьере?

– Знаете, на моей памяти когда-то было ещё хуже (улыбается). Рефери ставил непонятные пенальти, выгонял игроков с поля и, вообще, явно судил в одну сторону. Как мне кажется, каждый профессиональный футболист сталкивался с такими играми, с таким судейством. Что здесь можно сделать? Бороться с этим пока никак не удаётся. Нужно просто продолжать играть дальше и не обращать на это внимание, всегда смотреть вперёд, ведь оглядываться назад уже нет смысла. Необходимо выходить и обыгрывать не одиннадцать человек соперника, а двенадцать или четырнадцать. Нужно быть готовым к таким ситуациям.

– Стадион «Салют» давно не видел таких матчей, когда родная команда вдевятером неслась вперёд и просто вдавливала в штрафную площадь команду-оппонента. Что так сплотило коллектив после двух непонятных удалений и пропущенного гола?

– Когда судья так ведёт игру, то, естественно, накапливается спортивная злость на соперника, на того же арбитра, и начинаешь выкладываться ещё сильнее. Немаловажную роль играет поддержка трибун. Хотел бы сказать нашим болельщикам огромное спасибо за то, как они подбадривали нас в той сложной ситуации. Эта совокупность факторов и заставляет команду биться до конца, до финального свистка.

– Игру против «Балтики» ты смотрел с трибуны?

– Да. Болел за команду, переживал за ребят вместе со всем стадионом.

Про детство и юность в «Тракторе»

– Ты родился в Узбекистане. Расскажи нам о начале своей футбольной карьеры.

– Как и у всех, кто начинает увлекаться футболом, моя карьера зародилась во дворе (смеётся). Когда мне исполнилось 9 лет, папа отвёл меня в детскую футбольную школу ташкентского «Трактора». В то время эта команда выступала в Высшей Лиге чемпионата страны. Там я стал заниматься футболом на более профессиональном уровне и в 14 лет дебютировал в дублирующем составе в Первенстве молодёжных команд клубов Высшей Лиги. Первый матч запомнился тем, что футбол на этом уровне разительно отличается от того, в который мы играли на юношеском этапе развития спортивной карьеры. Можно сказать, что это действительно «большой» футбол.

– В столице Узбекистана квартируют два гранда местного футбола, это «Пахтакор» и «Бунедкор». Почему твои родители решили отдать тебя именно в школу «Трактора», который российским любителям футбола абсолютно неизвестен, и какие там были условия подготовки футболистов?

– Был мяч, тренер, маленькое футбольное поле, нормальные были условия (смеётся). Абсолютно все тренировки мы проводили в небольшой коробке на асфальтовом теннисном корте. Иногда у нас был один мяч. Приходил тренер и проводил с нами разминку, затем нас делили на три команды, и мы час-полтора играли на вылет. Вот и вся тренировка. Основная команда занималась на поле центрального стадиона, где «Трактор» проводил матчи Первенства Узбекистана. Мы, кстати, тоже там играли, когда принимали соперников в рамках нашего турнира.

Почему именно «Трактор»? Главным фактором послужило то, что футбольная школа располагалась километрах в двух-трёх от моего дома, поэтому на тренировки я ходил пешком. Это было близко. К тому же я с детства болел за «Трактор», за свою команду. Спонсором клуба был тракторный завод. На этом заводе у меня и бабушка с дедушкой, и мама с папой, и тётя работали (смеётся). Так что альтернативы для начала футбольной карьеры у меня не было (смеётся). Жаль, что этот клуб расформировали.

– Может быть, и ты бы устроился на тракторный завод, но, в итоге, выбрал футбол. Когда окончательно понял, что свяжешь свою жизнь со спортом?

– Мне кажется, что я определился уже в 9 лет, когда попал в школу «Трактора». Не все ребята, которые со мной занимались, стали профессиональными футболистами. С моего года только я.

– Ты сразу стал играть на позиции центрального полузащитника, или тренер долго не мог подобрать тебе правильное место на поле?

– Тренер меня сразу определил игроком центральной зоны. Как он тогда меня поставил, так я до сих пор и играю на этой позиции, и меня всё устраивает (улыбается).

– Выступая за «Трактор» ты успел поездить по многим городам Узбекистана. Расскажи, как обстоят дела с футбольной инфраструктурой в провинции.

– В Узбекистане в каждом городе есть хороший стадион, который может принимать матчи первенства страны. При СССР там всё строилось также как и в России.

– На момент твоего выступления за «Трактор» в Чемпионате Узбекистана играли легионеры?

– Да, были. В основном футболисты приезжали из Африки.

– Какое событие больше всего запомнилось в период твоей игры за «Трактор»?

– Конечно, это 4-е место в Чемпионате Узбекистана. Я тогда был под основой и несколько матчей выходил на замену. Тот сезон был одним из моих последних в составе «Трактора», ведь в 18 лет я попал в «Рубин». Также запомнился мой первый гол в дублирующем составе. Я вышел на последние пятнадцать минут в матче с «Металлургом» из Бекабада и отметился первым голом на таком уровне, который, кстати, стал единственным в той встрече (улыбается).

Про «Рубин»

– Как ты оказался в казанском «Рубине»?

– В дубле «Трактора» работали Марат Мифтахутдинов и Вадим Абрамов, которые были знакомы с тренером дублирующего состава «Рубина» Владимиром Ежуровым. Владимир Раимович позвонил в Ташкент и спросил, есть ли хорошие ребята, которых можно посмотреть. Из второй команды выбрали трёх человек, также с нами поехал Вагиз Галиуллин (прим.: «Рубин»), но он играл не за «Трактор», а за команду из Андижана. Мы отправились на сбор в Турцию вместе с дублирующим составом «Рубина». Сразу после первого сбора мне предложили пятилетний контракт.

– С родителями обсуждал этот шаг?

– Конечно, но на тот момент мои родители уже переехали в Россию, в Рязань. А, вообще, это даже обсуждать не надо было (смеётся). Они были очень рады за меня. Хотя я им сказал об этом, когда уже подписал контракт. Сделал приятный сюрприз (улыбается).

– Расскажи теперь об условиях подготовки футболистов в футбольном клубе «Рубин».

– Жили на базе клуба. Она суперсовременная, есть все удобства для занятия футболом и комфортного проживания. Экипировка, тренировочные поля, всё отличного качества. В общем, абсолютно всё способствует достижению максимальных спортивных целей. Не сравнить с теми условиями, в которых я тренировался в Ташкенте.

– Не скучно было жить на базе, без своих старых друзей, общения с родителями?

– Нет. Контракты с клубом подписал не только я, но и ребята, которые приехали со мной из Узбекистана. На начальном этапе я много времени проводил с ними, при этом постепенно налаживая общение со всем коллективом. Скучно точно не было.

– После тёплого Узбекистана тебе предстояло адаптироваться в холодной Казани.

– Да, было и минус 30 и минус 35 (смеётся). Человек ко всему привыкает, ведь от погоды никуда не убежишь.

– У тебя сразу стало всё получаться или пришлось бороться за место в основном составе «Рубина-2»?

– Как только я пришёл в «Рубин», то первые несколько матчей провёл в основе дубля. Затем одну из встреч сыграл не на должом уровне, и меня посадили на скамейку запасных. Но, стоит отметить, что тогда в команде играли ребята, которые были старше меня на 2-3 года. Раньше ведь не было такого положения, что в составе дубля должны играть люди до двадцати одного года, так что приходилось бороться за место в основе с более опытными парнями. Но потом через тренировки, через старание, я доказал, что достоин места среди стартовых одиннадцати. В дальнейшем я регулярно выходил на поле с первых минут, а в последний год своей игры за дублирующий состав «Рубина» был капитаном команды.

– В дубле «Рубина» вместе с тобой были ребята, которые сейчас играют на более высоком уровне?

– Владимир Дядюн (прим.: «Динамо» Москва), Саня Куликов (прим.: «Луч-Энергия» Владивосток), который играл в Белгороде (прим.: провёл в составе «Салюта» 59 матчей), Вагиз Галлиулин (прим.: «Рубин»), Александр Яркин (прим.: «Салют»), Игорь Портнягин (прим.: «Крылья Советов» Самара), Игорь Климов (прим.: «Сибирь»).

– Владимир Дядюн уже тогда выделялся на фоне остальных?

– На тот момент нет, но постепенно, за счёт работы, начал поднимать свой уровень и показывать свои возможности.

– Сколько времени ты провёл в дублирующем составе казанцев?

– 3 года.

– К тренировкам с основной командой тебя привлекали?

– Да. Нас брали на тренировки, на двусторонние матчи. Один раз я был на замене в официальной игре Чемпионата России против футбольного клуба «Москва» и один раз играл в основном составе в кубковой встрече.

– Кого из звёзд «Рубина» ты застал в команде?

– Саво Милошевича, Сергея Реброва, Сергея Семака, Гёкдениза Карадениза, Алехандро Домингеса и Сергея Рыжикова.

– Общался с кем-нибудь из основной команды?

– С Ребровым и Семаком. С Милошевичем много не общался, преградой тому был языковой барьер (смеётся). Пересекался и с Андреем Кобенко, он на тот момент был игроком основы. Все они отличные ребята, профессионалы, вообще, очень хорошие люди.

– Основа не подшучивала над более молодыми ребятами из дубля?

– Знаете, что меня приятно удивило, когда мы приходили на тренировки вместе с основным составом, то от Сергея Реброва и Сергея Семака всегда были только полная поддержка и своевременный подсказ на поле. Когда что-то не получалось, никто не кричал, а наоборот, все подбадривали. Не было такого, когда опытные футболисты стараются напихать молодым.

– Ни у кого из того «золотого» состава казанского клуба не проявлялись признаки звёздной болезни?

– Ни у кого этого не заметил. Тот же Саво Милошевич очень скромный парень, который всегда очень много работал на тренировках, хотя это игрок мирового уровня, сделавший себя сам.

– Годы твоего пребывания в «Рубине», пусть и в его молодёжном составе, пришлись на чемпионство. Как отмечали в клубе это событие?

– Болельщики приходили на базу и скандировали приятные слова в адрес команды. Эйфория, конечно, была сумасшедшая. Что можно сказать, когда ты – Чемпион России. У основной команды был праздничный банкет, на который дублирующий состав не пригласили (смеётся).

– Помимо общения с такими звёздными личностями, как Сергей Семак и Саво Милошевич, ты получал наставления от уже культового в России тренера – Курбана Бекиевича Бердыева. Что он за человек?

– Это тренер высокого уровня, который может многому научить, подсказать, направить, настроить, дать футболисту уверенность. Я уважаю его, потому что этот человек сделал очень много хорошего всем тем, кто играл в основном и в дублирующем составах «Рубина». Наверное, поэтому он так долго работает в Казани.

– Расскажи о своих впечатлениях, когда ты вышел в основном составе «Рубина» в матче Кубка России против «Смены» из Комсомольска-на-Амуре.

– Запомнилось то, что игра была очень тяжёлая. Мы играли 120 минут и вырвали победу только в серии пенальти (прим.: «Смена» – «Рубин» - 1:1, по пенальти: 3:5). Когда матч докатился до одиннадцатиметровых, то свой удар я должен был наносить шестым по счёту, но до меня дело не дошло. Решающий пенальти реализовал Евгений Баляйкин.

– В том розыгрыше кубка «Рубин» дошёл до финала. У тебя есть регалии финалиста Кубка России по футболу?

– Нет, я ведь всего одну встречу в том розыгрыше провёл, а есть ли там определённый процент игр, чтобы считать себя полноправным финалистом турнира, я не вникал.

– Под каким номером ты сыграл свой единственный матч в основном составе казанского клуба?

– 48-й. Это тот номер, который мне дали, когда я только приехал в Казань.

– А в «Салюте» тоже дали и отправили играть или всё-таки предоставили выбор?

– Мне дали список свободных номеров, и я выбрал 16-й. Просто в «Шуртане» я 4 года играл под 15-м, здесь, видимо, пошёл на повышение (смеётся). А вообще, я не обращаю внимания на цифры.

– Вернёмся к делам казанским. Вместе с «Рубином» ты стал Чемпионом Кубка Содружества.

– Да. Мы вместе с Александром Яркиным были тогда в составе «Рубина», так что он тоже Чемпион Кубка Содружества. В финале мы одолели «Актобе» (Казахстан) со счётом 5:2, а я провёл полностью все матчи на этом турнире.

– Чем он запомнился?

– Тем, что мы обыгрывали добротные команды хорошего уровня, которые приезжали из разных стран. Хотел бы подчеркнуть, что мы побеждали взрослые команды, хотя сами представляли дублирующий состав «Рубина». Также на этих соревнованиях я отметился голом со штрафного. Яра (прим.: Александр Яркин) тоже забивал.

– В Казань на игры с «Рубином» приезжали такие клубы, как «Барселона» и «Интер». У тебя, как игрока «Рубина», пусть и дублирующего состава, был шанс вживую увидеть мировых звёзд футбола и сфотографироваться с ними.

– Нет, я не с кем не фотографировался и, вообще, редко посещал матчи Лиги Чемпионов. Игру с «Барселоной», например, мы смотрели на базе. В городе была такая суета, что мы решили поболеть за свою команду в тепле, сидя у телевизора (улыбается).

– Ну а другие спортивные события посещал?

– На баскетбол и волейбол так и не попал, а на хоккей ходил. Помню, что у меня как раз был День рождения, и «Ак Барс» играл с какой-то казахской командой (прим.: «Барыс»). Хоккей очень понравился, потому что живьём это совсем другое зрелище, нежели по телевизору. Тем более в Узбекистане с таким видом спорта я не сталкивался.

– Что тебе дал казанский этап твоей футбольной карьеры?

– Этот этап запомнился тем, что я попал в профессиональную команду хорошего уровня, во всём усовершенствовал свои игровые навыки, поднял планку индивидуального мастерства и закалил характер. Ещё я получил бесценный опыт, когда тренировался рядом со звёздами такого калибра, как Милошевич.

Продолжение интервью с Вадимом Афониным читайте в программке к матчу 15-го тура Первенства Футбольной национальной лиги «Салют» (Белгород) – «Арсенал» (Тула). Там Вадим расскажет о том, как оказался в Чемпионате Узбекистана, и что связывает его с Ривалдо, Луисом Фелипе Сколари и гражданской войной в Сирии.

 
 
Дополнительная инфо 1

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit.

Learn more »
Дополнительная инфо 2

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit.

Дополнительная инфо 3

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit.

Frequently Asked Questions (FAQ) »
Дополнительная инфо 4

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit.

Online contact form »